Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия


Информация о размещении методических рекомендаций
по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья,
разработанных в 2023 году в рамках исполнения подведомственными организациями
Минпросвещения России государственного задания


п/
п
Название рекомендаций Разработчик Целевая аудитория Ссылка на размещенный документ/
реквизиты письма
1. Здоровьесберегающие условия обучения ребенка
с ОВЗ: советы родителям
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для родителей https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Zdorovesberegaj
ushhie_usloviya_obucheniya_rebenka_s_
OVZ_sovety_roditelyam.pdf
2. Воспитание в школе и дома: в помощь
родителям ребенка с трудностями
познавательного развития
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для родителей https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Vospitanie_v_sh
kole_i_doma_v_pomoshh_roditelyam_reb
enka_s_trudnostyami.pdf
3. Родительские трудности взрослеющих детей:
методические рекомендации родителям
подростков с задержкой психического развития
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для родителей https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Roditelskie_trud
nosti_vzroslejushhih_detej_metodicheskie
_rekomendacii.pdf
4. Педагогическая помощь детям дошкольного
возраста с комплексными нарушениями в семье
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для родителей https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Pedagogicheskay
a_pomoshh_detyam_doshkolnogo_vozrast
a_s_kompleksnymi.pdf
5. Формирование временных представлений у
дошкольников с нарушением слуха
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для родителей https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Formirovanie_vr
emennyh_predstavlenij_u_doshkolnikov_
s_narusheniem.pdf
6. Заикание. Что делать? ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для родителей https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Zaikanie.-Chto
delat.pdf
2
7. Организация образования обучающихся с ОВЗ с
использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для педагогических
работников
https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Organizaciya_ob
razovaniya_obuchajushhihsya_s_OVZ_s_
ispolzovanie_EO_i_DOT.pdf
8. Коррекционно-педагогические технологии в
комплексной абилитации и реабилитации
младенцев с ТМНР
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для педагогических
работников
https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Korrekcionno_p
edagogicheskie_tehnologii_v_kompleksno
j_abilitacii.pdf
9. Методические рекомендации по использованию
средств альтернативной и дополнительной
коммуникации в процессе обучения и
воспитания детей с ТМНР
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для педагогических
работников
https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Metodicheskie_r
ekomendacii_po_ispolzovaniju_sredstv_al
ternativnoj.pdf
10. Основные условия, методы и формы
организации образования младших школьников
с расстройствами аутистического спектра
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для педагогических
работников
https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Osnovnye_uslov
iya_metody_i_formy_organizacii_obrazov
aniya_mladshih.pdf
11. Организация образования обучающихся по
специальным индивидуальным программам
развития (СИПР)
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для педагогических
работников
https://ikp-rao.ru/wp
content/uploads/2024/02/Organizaciya_ob
razovaniya_obuchajushhihsya_po_special
nym_individualnym-2.pdf
12. Методическое пособие по вопросам
совершенствования дифференцированных форм
организации общего образования и психолого
педагогического сопровождения образования
детей, проживающих в детских домах
интернатах «Особенности реализации общего
образования детей с умственной отсталостью,
проживающих в ДДИ»
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для педагогических
работников
https://ikprao.bitrix24.ru/~qyZzx
13. 3 новых примерных модульных программы
дополнительного профессионального
образования в области общего образования,
дополнительного образования,
профессионального обучения и психолого
педагогического сопровождения образования
ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики»
Для специалистов ИРО https://ikprao.bitrix24.ru/~jp0OQ
 
детей, проживающих в ДДИ, с возможностью
пополнения и встраивания в смежные
обучающие курсы:
1. «Организация общего образования
воспитанников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
проживающих в детских домах-интернатах»;
2. «Организация профессиональной ориентации
и профессионального обучения воспитанников с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), проживающих в детских домах
интернатах»;
3. «Организация дополнительного образования
воспитанников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
проживающих в детских домах-интернатах».
14. 4 видеоматериала методического характера для
родителей слепых и слабовидящих детей по
развитию творческого потенциала ребенка с
нарушением зрения:
1. Развитие творческого потенциала ребёнка
с нарушением зрения средствами
дополнительного образования.
2. Развитие творческого потенциала ребёнка
с нарушением зрения средствами детского
общественного объединения.
3. Развитие творческого потенциала ребёнка
с нарушением зрения средствами школьного и
семейного воспитания.
4. Развитие творческого потенциала ребёнка
с нарушением зрения средствами
общеобразовательного урока и внеурочной
деятельности.
ФГБОУ ВО
«Российский
государственный
педагогический
университет им.
А.И. Герцена»
Для родителей https://frc-blind.ru/video



 

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie